Учёные объяснили, как произведения китайских художников стали понятны массовому зрителю в XXI веке

01.10.2020

Красноярские искусствоведыпроанализировали способы, которыми современные китайские художники популяризировали национальное изобразительное искусство и сделали его доступным для понимания мировой публики в эпоху постмодернизма.

Изучив работы «Одиссей» Цай Гоцяна, «Цветные вазы» Ай Вэйвэя и «Тайная вечеря» Цзэн Фаньчжи, учёные определили художественные методы, раскрывающие национально-культурные «тайны» Китая мировому сообществу и помогающие вписать китайское искусство в контекст глобальной художественной парадигмы.

«Я исходила из гипотезы, что современное постмодернистское искусство конца ХХ – начала ХХI веков и зародившийся в этот период визуальный язык изобразительного искусства, насыщенный „общеупотребимыми“ универсальными символами, способствовали тому, что ранее загадочные и непонятные основы национальной культуры Востока стали доступными и открытыми на международном уровне. Эта тенденция ярко проявилась в китайском искусстве, которое на протяжении веков считалось загадочным и экзотичным, не слишком доступным для представителей западной культуры», — сообщила доцент кафедры культурологии и искусствоведения СФУ Александра Ситникова.

С 90-х годов ХХ века и до настоящего времени азиатское искусство — китайское, корейское и японское начало занимать лидирующие позиции на международной арт-сцене. Южная Корея вышла в авангард кинематографа (например, приз «Золотая пальма» 2019 года достался фильму «Паразиты» корейского режиссёра Бон Джун Хо). Япония известна как родина манги — комиксов, имеющих фанатов по всему миру, а также своими художниками и писателями. Самая дорогая художница в мире — японка Яёи Кусама — обрела массовую известность в 2000-х годах: крупнейшие музеи мира захотели получить её работы. Такаси Мураками сумел превратить коллективную трагедию Японии, спровоцированную ядерной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки, в поп-бренд. Китай, в свою очередь, может похвастаться значительным количеством мастеров, входящих в элиту современного изобразительного искусства — среди них выделяются имена Цай Гоцян, Ай Вэйвэй, Цзэн Фаньчжи.

«Проанализировав и интерпретировав художественные образы трёх произведений, созданных этими мастерами, работающими в русле постмодерна, могу перечислить пять основных методов, с помощью которых художники делают уникальные культурные коды Китая понятными и доступными для глобального мира и массового зрителя. Первый метод подразумевает эффективность, зрелищность и масштабность произведений. Картина должна магнетически притягивать публику. Второй метод заключается в использовании уникальных художественных приёмов и материалов (например, пороха) — это „фишка“ каждого художника, придающая его работам эксклюзивность. Третий — провокация (например, разрушение), заставляющая зрителя эмоционально реагировать на произведение (возмущаться вандализмом художника или поддерживать его революционный жест). Всем трём работам свойственен синтез традиционной культуры прошлого и современных культурных технологий и соединение двух национально-культурных кодов (например, соединение западных и восточных визуальных образов). Благодаря этим приёмам человек одной национальной культуры способен понимать человека другой национальной культуры, ведь неизвестное и непонятное „переведено“ на его родной визуальный язык», — подвела итог исследователь.

Ассоциация выпускников Сибирского федерального университета СФУ
+7 (391) 206-39-55