Археологи СФУ нашли редкий для таёжной местности Сибири археологический памятник — могильник, датированный V веком нашей эры. На сегодняшний день это самый ранний и самый крупный из найденных на территории Енисейской Сибири памятник, относящийся к первому тысячелетию нашей эры. Более того, это первый могильник эпохи раннего Средневековья, обнаруженный в лесной зоне Красноярского края. Находка поможет пролить свет на историю развития региона, культуру, традиции и обрядность средневекового населения Сибири.
Археологическая экспедиция проходила в Богучанском районе Красноярского края, в районе Нижнего Приангарья. Добавим, в экспедиции участвовали порядка 40 человек — студентов и преподавателей Сибирского федерального университета, Цзилиньского университета и Пекинского народного университета.
Специалисты утверждают, что погребальный комплекс — один из самых информативных археологических источников, а обнаружить его в сибирской тайге — это большая удача, так как он практически не заметен в рельефе лесной зоны.
Всего было организовано 2 раскопа общей площадью 700 квадратных метров. Исследовав двенадцать погребений, археологи обнаружили около 2000 разнообразных предметов: наконечники стрел, железные ножи, железные пряжки и части поясных наборов, черепки керамической посуды, а также стеклянные и каменные бусы. Установлено, что погребения проходили по обряду трупосожжения на стороне: сначала тело сжигали, затем кальцинированные останки хоронили в неглубоких ямах. В скором времени учёные СФУ смогут уточнить хронологию и культурную принадлежность найденных предметов. Часть образцов будет направлена в Китай, где будут проведены палеогенетические исследования, необходимые для определения пола, возраста погребённых, их расовой принадлежности.
«Чрезвычайно важно, что найденный могильник представляет собой закрытый комплекс и содержит вещи одновременные и однокультурные. Этот археологический памятник интересен ещё и тем, что открывает нам сложность обрядов населявших эту местность народов. Обычно погребения представляют собой ямы, в которых лежат кости и находки. А здесь очень большой объём материалов лежал возле погребения, что позволяет предположить, что совершались особые поминальные действия, часть вещей усопшего оставлялась на поверхности, или приносилась для умерших людей в качестве памяти о них», — рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии, этнографии и истории Сибири Гуманитарного института СФУ Полина Сенотрусова.